Лечение депрессии и других расстройств высшей
нервной деятельности
+7 (499) 375-57-25
Позвоните нам | Обратный звонок

Возрастные кризисы: отличительные черты

Возрастной кризис личности – изменение отношения человека к окружению, соответствующее определенному возрасту. Чаще всего это психологический момент, проявляющийся в негативном восприятии и развитии патологического чувства тревоги, различных фобий и депрессивного состояния. Возрастные кризисы считаются нормальным явлением, свойственным для периодического изменения жизненного устоя, развития человека. Но бывают случаи, когда психологи определяют такого рода кризис как патологию, требующую психологического и медикаментозного вмешательства.

Возрастные кризисы – понятие сугубо индивидуальное, характер и проявления его отличаются для каждого отдельного случая. Решающими факторами считаются социальные и микросоциальные аспекты окружающей действительности.

Ряд ученых занимается исследованием возрастных кризисов. Отечественная психотерапия в этом вопросе представлена исследованиями Выготского Л.С. Ученый считал, что возрастной кризис – не патология, а лишь плавный переход с одной возрастной категории в другую, со свойственными негативными проявлениями окружающего мира. В данном случае важно корректное отношение со стороны окружающих, а также вмешательство специалистов в области психологии в особо обостренных феноменальных проявлениях. Кроме этого исследователь отмечает, что каждая фаза кризиса позволяет развить новые черты характера.

Характерные черты кризиса возраста

Чаще всего, возрастные кризисы происходят в детском и юношеском возрасте, когда формируется характер, отношения в социуме и индивидуальные характеристики. Именно для этих возрастных категорий кризисные вспышки характеризуются как наиболее бурные. Резкие эмоциональные всплески длятся в среднем пару месяцев. Только для особо запущенных случаев период течения кризиса растягивается до нескольких лет. Эмоционально пиковое состояние чередуется с плавными изменениями психологического состояния – это нормальный процесс для детей и подростков.

К характерным особенностям можно отнести: непослушность, увлечение вредными привычками, снижение успеваемости в школе, яркое проявление переживаний, иногда – асоциальное поведение. В данный жизненный период формируются новые черты в характере ребенка или подростка, которые зачастую проявляются ярко, но имеют временные рамки – быстро угасают и сменяются чем-то новым. Иногда новообразования в характере закрепляются и остаются в сознании. К сожалению. Они не всегда соответствуют моральным нормам.

Психолог Д.Б.Эльконин достаточно конкретно сформулировал явление возрастного кризиса. Он определил, что основной причиной возникновения возрастного кризиса является конфликт между утвердившимся пониманием человека и новыми факторами, сопутствующими переходу в новый возрастной период жизни. Пик непонимания и становится отправной точкой очередного возрастного кризиса. Явление это ученый определил как динамическое преобразование, зависящее в каждом отдельном случае от количества лет, прожитых пациентом.

Возрастная классификация кризисов

Для каждого возраста присущ свой кризис.

Давайте рассмотрим общепринятый вариант ранжирования:

1.    Кризис новорожденного. Появление кризиса считается следствием изменения среды обитания, и необходимостью адаптации к новым условиям существования.
2.    Кризис первого года жизни. Появляется возможность вербального проявления чувств и выражения личных требований.
3.    Кризис третьего года. Ребенок начинает проявлять упрямство в отношении со взрослыми в попытке доказать свою самостоятельность. Возникает необходимость приспосабливаться к новым условиям жизни – детский сад, общение со сверстниками.
4.    Кризис семи лет. Настает время школы. Это новый этап взросления, когда к самостоятельности нужно добавить концентрированность и заинтересованность в учебном процессе. Неправильное отношение при подготовке к школе может вызвать эмоциональное не восприятие и категорическое отрицание более сложных задач. В этот период времени формируется характер и способы его проявления. В жизни школьника появляется две крайности – делать так, как принято по всевозможным правилам, или же принять сторону, где все с точностью до наоборот.
5.    Подростковый кризис (11-15 лет). Половое созревание – это новый стрессовый период в жизни. Формируются новые взгляды на жизнь, противоположные устоям, которые прививались с раннего детства. Возможно появление конфликтных ситуаций со сверстниками и родителями.
6.    Семнадцатилетний кризис. Возникает в момент окончания школы и необходимостью определяться с будущей профессией и дальнейшей жизнью. Возникает патологический страх: для девушек – страх семейной жизни, для мужчин – уход в армию.
7.    Кризис среднего возраста. В самой средине прожитой жизни определяется как переоценка ценностей, изменение взглядов на ситуацию с высоты приобретенного опыта.
8.    Пенсионный кризис. Считается самым тяжелым видом кризиса. Профессиональная невостребованность, старение организма и постоянные проблемы со здоровьем часто приводят к тому, что появляется необходимость во врачебной помощи.