Лечение депрессии и других расстройств высшей
нервной деятельности
+7 (499) 375-57-25
Позвоните нам | Обратный звонок

Аддикция: стадии развития, причины возникновения и профилактические меры

Аддикция – это пристрастие к веществам, которые меняют сознание и развивают систематическую потребность нестандартных действий. Таким образом, аддиктивное поведение – это систематическая потребность в алкоголе, курении, лекарственных препаратах и т.д. с целью изменения эмоционального состояния. Такой тип поведения плохо поддается лечению.

Стадии развития аддиктивного поведения

Как и любой процесс, развитие аддикции происходит поэтапно:

1.    Первая проба.
2.    Выработка привычки, как следствие повторяющихся проб.
3.    Утвердившаяся устойчивая аддикция. На этом этапе отрицается наличие зависимости, которая становится единственным вариантом выхода из критических ситуаций.
4.    Физическая зависимость. Аддитивное поведение становится превалирующим, чувство повышенного эмоционального настроения исчезает.
5.    Полная психофизическая деградация. Выраженная зависимость и нарушение всех нормальных функций организма. Зависимый человек подвластен тяжелым болезням. Возможны приступы агрессии.

Существует определенная классификация аддиктивного состояния, разделенная по видам: химическая зависимость (наркомания, алкоголизм и т.п.), нарушения пищевого поведения (анорексия, булимия, голодание), нехимическая зависимость (игровая, компьютерная, сексуальная и т.д.), крайняя степень увлечения какой-либо деятельностью (фанатизм в религии, МЛМ, секта).

Почему может возникнуть аддикция?

Аддикция возникает под действием различных внешних факторов, негативно влияющих на сознание человека.

Зависят они от конкретной сферы влияния:

•    Одним из ключевых факторов является семья и эмоциональное поведение родных. Дисфункциональные семьи – это семьи, где ребенок угнетается, общение с ним жестокое и лишенное позитивных эмоций. Характерно нарушение личного пространства. Ребенок лжет, вырастаетзлым и замкнутым.
•    Также на развитие аддикции влияет система образования. Непрерывные и напряженные задания по учебе, узкие временные рамки и ограниченность теоретическими знаниями лишают опыта реальной жизни. Попав во взрослую жизнь и столкнувшись с житейскими проблемами, многие дети ощущают страх и неопределенность. Вместо определения четкой стратегии действий появляется зависимость, как защитная реакция сознания.
•    Неоднозначную роль в вопросе аддиктивного поведения играет религия. Религия многих спасла от зависимости. Но, слепое увлечение религией – та же аддикция. Многие даже не замечают, как становятся членами секты, пропагандирующей идею смирения, терпения и пр.

Характерные черты для аддиктов

Девиантное поведение имеет ряд особенностей, которые могут быть как причиной, так и следствием аддиктивного состояния.

Аддикта можно определить по внешним поведенческим признакам:

•    позитивный настрой в экстремальных ситуациях одновременно с непереносимостью ситуаций повседневных;
•     ложь и непризнание своих ошибок;
•    заниженная самооценка на ряду с попытками превосходства;
•    эмоциональная неустойчивость;
•    заметные признаки страха и тревоги;
•    попытки ухода от реальности через алкоголь, наркотики и т.д.

Профилактика аддикции

Зависимость легче предупредить, чем вылечить. Для этого хорошо использовать информацию – дозированно предоставлять ее детям: объяснять в доступной форме о вредных привычках, сексуальном поведении, методиках борьбы со стрессом, демонстрировать необратимые последствия зависимости.

На раннем этапе развития ребенка можно откорректировать негативное восприятие окружающего мира, сформировать конструктивный взгляд на решение жизненных проблем, научить эффективному общению. Важно выявить предрасположенность к аддиктивному состоянию на ранних стадиях. Своевременная диагностика позволяет оперативно отреагировать на негативные модели поведения ребенка и избежать зависимости в будущем.